Краны на батареях отопления

Установка крана Маевского в систему отопления

Поскольку паровоздушная смесь всегда стремится подняться к самой высокой точке отопительного контура, именно там следует устанавливать КМ. Помимо этого, главного правила, следует учесть особенности монтажной схемы теплосети.

При вертикальной подаче рабочей среды краном Маевского комплектуются все радиаторы последнего этажа, имеющие нижнюю подачу и обратную магистраль.

Поскольку самопроизвольный отвод паровоздушной смеси существенно затрудняется если уровень подводящих трубопроводов ниже чем верхняя ось подключения, все приборы,подключенные к этим трубопроводам должны оснащаться паровоздушными клапанами конструкции Маевского.

Если в частном доме или квартире подающая магистраль имеет горизонтальное расположение, на все входящие в систему радиаторы необходимо установить отдельные КМ.

При наличии изгибов в системе магистральных трубопроводов, кран Маевского устанавливается в верхней точке изгиба, поскольку в этом месте образование воздушной пробки практически неизбежно.

Система «Теплый пол» так же может быть укомплектована паровоздушным клапаном, который целесообразно установить на коллекторном участке магистрали, выше уровня пола.

Монтаж устройства на чугунную батарею

Для установки крана Маевского в старый чугунный радиатор можно приобрести специальную торцевую заглушку, имеющую специальное резьбовое отверстие для установки КМ.

Если по каким-либо причинам приобрести такую заглушку не удается, можно установить кран Маевского в имеющуюся заглушку. Для этого необходимо:

  1. полностью отсоединить радиатор от отопительного контура;
  2. снять радиатор, слить остатки теплоносителя и тщательно промыть его внутреннюю полость;
  3. на противоположной от подключения стороне радиатора выкрутить верхнюю заглушку и просверлить в ней отверстие под резьбу соответствующего диаметра;
  4. снять фаску, нарезать левую резьбу и установить в заглушку КМ, предварительно намотав на его резьбовую часть фум-ленту или сантехнический лен;
  5. закрепить радиатор на прежнем месте;
  6. подсоединить подающую и обратную магистраль;
  7. отвернуть конусный винт крана Маевского на 2 — 3 оборота и дождаться полного развоздушивания системы, после чего закрыть кран.

Установка КМ на современные радиаторы

Все выпускаемые в настоящее время радиаторы укомплектовываются специальными заглушками. Установка кран Маевского в такие радиаторы крайне проста: достаточно выкрутить стандартную заглушку, а на ее место установить КМ.

Важно! Поскольку на заглушках радиаторов всегда нарезана левая резьба, в процессе вкручивания крана Маевского в пробку затяжка последнего ослабляется. Для того чтобы этого избежать, при вкручивании КМ пробку следует зафиксировать с помощью ключа. Закономерно, что при выкручивании паровоздушного клапана пробка радиатора затягивается

Закономерно, что при выкручивании паровоздушного клапана пробка радиатора затягивается.

Как поставить кран Маевского на полотенцесушитель

Одним из наиболее уязвимых элементов системы централизованной подачи горячей воды в плане завоздушивания является полотенцесушитель. Стравливать воздух из полотенцесушителя можно несколькими способами, однако наиболее эффективным и удобным является использование крана Маевского.

Если специальное отверстие для монтажа КМ не предусмотрено изготовителем, установить паровоздушный клапан можно самостоятельно, для этого потребуется:

  1. перекрыть подачу горячей воды в полотенцесушитель. Сделать это можно, закрыв соответствующие краны, а при отсутствии таковых, следует обратиться в правление дома и полностью перекрыть стояк ГВС;
  2. на верхний патрубок накрутить латунный тройник. Для герметизации соединения можно использовать фум-ленту или сантехнический лен;
  3. в свободный патрубок тройника установить кран Маевского;
  4. возобновить подачу горячей воды и развоздушить полотенцесушитель с помощью установленного устройства.

Важно! Если образование воздушных пробок происходит регулярно, целесообразно вместо механического крана Маевского установить автоматический воздухоотводчик

Схемы подключения радиаторов

Тип подключения зависит от используемой системы отопления (естественная или принудительная циркуляция, двухтрубная или однотрубная система) и от конструкции здания.

Различают следующие виды подключения:

  1. боковое (другое название —одностороннее) подключение батарей отопления;
  2. диагональное (другое название — перекрёстное);
  3. нижнее.

Каждое из них, кроме того, может быть осуществлено с байпасом или без него.

Боковое (одностороннее) подключение

Такая схема подразумевает подключение выходного и входного патрубков на одной стороне отопительного прибора. Теплоноситель, как правило, поступает в верхний патрубок и выводится с помощью нижнего. Схема отличается довольно небольшими тепловыми потерями (не более 5%) и обеспечивает равномерный прогрев каждой секции радиатора. По статистике, боковое подключение радиаторов отопления — наиболее распространённый вариант в многоэтажных зданиях, подключённых к центральной системе отопления.

Популярность легко объяснить удобством и дешевизной монтажа при достойной теплоотдаче батарей. Наиболее действенна такая схема в двухтрубной системе отопления, а также при использовании радиаторов не менее чем с 10 и не более чем с 15 секциями. Увеличение числа секций резко снизит КПД батареи, поскольку теплоноситель не сможет эффективно прогревать наиболее отдалённые от труб секции.

Диагональное (перекрёстное) подключение

В перекрёстной схеме входной патрубок подключается сверху отопительного прибора, а выходной — снизу, причём на противоположной стороне. Такая схема — ответ на вопрос тех, кого интересует, какое подключение радиаторов отопления лучше в плане теплоотдачи, поскольку теплоноситель распределяется равномерно по всей площади батареи. Диагональное подключение считается наиболее эффективным, а производители радиаторов в паспорте изделия привязывают номинальную мощность прибора именно к диагональной системе.

Она позволяет сократить теплопотери до 2%. Особенно востребовано диагональное подключение при 10-12 и большем количестве секций в отопительных приборах. Есть у схемы и ряд недостатков:

  1. не слишком эстетичный вид;
  2. лишний расход труб;
  3. неудобный и длительный монтаж.

Несмотря на очевидные достоинства, из-за последних двух минусов строительные компании практически не применяют такое подключение отопления в своих многоквартирных комплексах.

Нижнее подключение: седельное и вертикальное

На постсоветском пространстве нижняя схема зачастую именуется «ленинградкой». Седельный вариант нижнего подключения подразумевает установку входной трубы с одной стороны нижней части прибора, а выходной — с другой стороны нижней части. В целом это наименее эффективный способ подключения среди всех, поскольку верхняя часть радиатора прогревается заметно хуже, а теплопотери достигают 15%. Однако это справедливо лишь по отношению к многоэтажным домам с большой общей длиной труб и огромным количеством радиаторов.

Седельное подключение батарей отопления в частном доме с автономной насосной системой уменьшает теплопотери до приемлемых показателей. Основная область применения седельной системы — одноэтажные дома, трубы которых проложены внутри пола. Неоспоримый плюс схемы — эстетичность отопительного прибора в связи с почти незаметными трубами.

Второй подвид нижнего подключения — вертикальная схема. Применяется она редко и только для тех видов радиаторов, в которых предусмотрена нижняя подводка. Патрубки в таких батареях располагаются друг возле друга в одном из нижних углов прибора. Для подключения применяется особый запорно-присоединительный узел. Преимуществами вертикальной схемы считаются внешний вид (ещё более незаметные, чем в седельной схеме, трубы) и экономия труб. Недостатками — неравномерность прогрева и вызванный им низкий КПД.

Подключение с байпасом

В случае, когда используется последовательное подключение радиаторов отопления (однотрубное), для возможности регулировать температуру в каждой из комнат устанавливают специальную перемычку — байпас. Байпас размещается между впускным и выпускным патрубками радиатора и позволяет теплоносителю двигаться, даже если вентили на приборах закрыты. Для лучшего распределения потока воды между байпасом и радиатором байпас делают из трубы меньшего, чем у основных труб, диаметра. Обвязка радиатора в такой системе подразумевает установку двух вентилей — на входной и выходной трубах.

Гораздо менее популярный вариант схемы — установка только одного трёхходового крана на стыке байпаса со стояком.

Этап 2 — подключение радиатора к трубопроводу центрального отопления

Радиатор, оснащенный краном Маевского, который установлен на торцевой верхней заглушке, подсоединяют к трубопроводу центрального отопления при помощи стальных, металлопластиковых или полипропиленовых труб. От материала трубы зависит способ подсоединения радиатора. Металлические трубы соединяются сваркой, что крайне нежелательно по сравнению с резьбовыми соединениями, но не потому, что сварка хуже. Практика показала, что резьбовое соединение более культурное по способу монтажа и допускает многократное использование этого стыковочного узла уже усилиями самого хозяина.

Ничем не хуже использование полипропиленовых труб. Анализируя все за и против в пользу какого-то способа, совсем выпускаем из виду тот нездоровый ажиотаж, который поднимают мастера-сантехники вокруг электросварочных работ или с использованием карбида и кислорода. Качество работ безобразное, при этом полнейший дискомфорт для хозяина и соседей, одним словом, выполнение сварочных работ такими умельцами с целью, как повесить батарею отопления, полностью себя дискредитировало. Многим потребителям симпатичнее приятная деловитость чистеньких мастеров с инструментами для обработки стыков полипропиленовых или стальных труб без риска спалить холодильник или компьютер либо прожечь дорогой паркетный пол.

  • Инфракрасные теплые полы, их технические и эксплуатационные характеристики
  • Приобрели частный дом и хотите выбрать батареи отопления?
  • Как производится самостоятельная установка полотенцесушителя в ванной
  • Не знаете, как прочистить чугунные батареи?

Эффективность теплоотдачи — как лучше подключить радиаторы отопления

Способы подключения радиаторов отопления

Комфорт, комфорт и еще раз комфорт. Эта мысль все время сопровождает нас, когда дело касается проживания в доме. Согласитесь — кто не хочет, чтобы в доме всегда было уютно и комфортно? Таких не найдется. А теперь второй вопрос — от чего зависит качество проживания? Критериев много, но один нас интересует в первую очередь — это тепло в доме. Оно обеспечивается грамотно созданной системой отопления, где немаловажную роль играет подключение радиаторов.

Именно об этом и пойдет разговор дальше. В первую очередь определимся, какие виды отопления сегодня используются. Их два:

Чем же они отличаются друг от друга? Количеством контуров, а, соответственно, и объемом используемых материалов.

Термостатические головки

Термостатической головкой называется герметичный цилиндр, в который встроена пластиковая рукоятка и сильфон. Сильфоном называется упругая оболочка, которая наполнена специальным веществом.

Это может быть как жидкость, так и газ, у которого высокое температурное расширение – толуол, ацетон или газоконденсат. Данные вещества обладают сильной чувствительностью к нагреванию и реакцией в виде резкого увеличения объёма.

Ручные

Работа ручных термостатических головок похожа на работу обыкновенного крана. Для регулировки температуры батарей отопления, необходимо повернуть регулятор в определённую сторону. Таким образом можно настроить термоклапан для радиатора отопления, пропуская через себя минимальное или максимальное количество теплоносителя.

Такие устройства являются самими дешёвыми и самыми надёжными. Но, стоит отметить, что они не особо удобны. Для изменения теплоотдачи придётся прокручивать вентиль вручную.

Их установка возможна на выходе или входе отопительного радиатора вместо шаровых кранов. Производить регулировку можно любым из них.

Механические

Механические регуляторы температуры для батарей отопления являются наиболее сложными. Поддержание заданной температуры происходит автоматически. Сильфон является основой термостатической головки.

Сильфон служит в качестве подпорки для штока. Шток перекрывает проходное сечение клапана. Он находится в поднятом состоянии до тех пор, пока не нагреется вещество на сильфоне. Как только начинает увеличиваться температура, цилиндр увеличивается в размерах (происходит процесс расширения газа или жидкости). Он оказывает давление на шток, который, в свою очередь, продолжает перекрывать проходное сечение.

Через радиатор проводится всё меньшее количество теплоносителя, и он начинает остывать вместе с веществом, находящимся в сильфоне. Из-за этих явлений цилиндр становится всё меньше по размеру, шток поднимается. Через радиатор проходит всё большее количество теплоносителя, и он начинает нагреваться. Затем цикл вышеописанных действий повторяется.

Газовый или жидкостный

Когда в помещении устанавливается такой регулятор батареи отопления, температура воздуха в комнате регулируется очень точно. Погрешность составляет лишь один градус. Но, стоит отметить, что в целом дельта находится в прямой зависимости от инертности вещества в сильфоне. Его заполнение может производиться при помощи газа или жидкости. Газы способны быстрее давать реакцию на изменения температуры, но со стороны технологичности, создание их сложнее.

Изменение объёмов жидкости происходит немного медленнее, но их сделать проще. Больше всего представленных терморегуляторов для отопительных радиаторов оснащаются термоголовками с сильфонами заполненных жидкостью.

С выносимым датчиком

Установка механической термостатической головки должна проходить таким образом, чтобы она имела направление в комнату, так как это позволяет более точно измерить температуру. Так как они немаленьких размеров, данный способ установки не всегда применим. В этом случае можно установить терморегулятор для отопительного радиатора с выносным датчиком.

Датчик температуры присоединяется к головке капиллярной трубкой. Его установка возможна в любой точке, в которой планируется измерение температуры воздуха. Единственным минусом данного решения является немаленькая стоимость.

Но, стоить отметить, что при установке такой системы есть возможность более точного поддержания температуры.

Электронные

Что касается размеров данной установки, электронный терморегулятор для радиатора ещё больше по величине, также большие размеры имеет и его термостатический элемент. Помимо электронных элементов здесь происходит установка двух батарей.

Управление микропроцессора происходит при помощи движения штока. У таких моделей имеется множество дополнительных функций. К примеру, есть возможность установки температуры помещения по часам.

Для чего это может пригодиться? Например, давно доказанным научным фактом является то, что сон в прохладном помещении гораздо полезнее. Данная установка даёт возможность программирования температуры именно в ночное время. А к утру, во время пробуждения, можно сделать более тёплый температурный режим.

Главными недостатками таких моделей является немаленький размер, и необходимость постоянного слежения за зарядкой батареи, а также высокая стоимость.

Шаровой кран на радиатор

Свое название это устройство получило из-за формы клапана: шара со сквозным отверстием. Имеет оно только два рабочих положения: «открыто» и «закрыто». Все промежуточные недопустимы. Из-за особенностей использования относят к классу «запорная арматура». Для радиаторов используют чаще именно их.

В простых шаровых кранах отверстие прямое, в трехходовых бывает L-образное или T-образное. В качестве запорной арматуры для отключения радиатора от системы используют варианты с прямым отверстием. Поворачивая ручку, мы меняем положение шара, соответственно перекрываем или открываем поток теплоносителя.

Рабочие положения шаровых кранов

Виды шаровых кранов для систем отопления

По пропускной способности они бывают полнопроходные и стандартные. Полнопроходные практически не заужают просвет трубы и пропускают весь поток теплоносителя. Стандартные имеют пропускную способность 70-80%. Понятно, что для радиаторов нужно ставить полнопроходные устройства: они не снижают теплоотдачу отопительных приборов.

Для установки на батареи используют только муфтовые модели (есть еще фланцевые и приварные, но в системах отопления частных домов и квартир они не применяются). Могут изготавливаться из разных материалов. Корпус чаще стальной, латунный или бронзовый, иногда попадаются из нержавейки, все чаще стали продаваться полимерные.

Изделия из полимеров не менее надежны, чем металлические, но имеют большие габариты. Тем не менее, при использовании полипропиленовых труб, в системе ставят полипропиленовые краны. В этом случае соединение получается монолитное и очень надежное (их сваривают между собой с использованием специального сварочного аппарата). Единственный минус — стык неразъемный, т.е. для замены полимерного крана придется вырезать кусок системы и вваривать другой.

В системах с остальными трубами на радиаторы ставят чаще изделия из латуни. Подбирают только тип подсоединения: есть с наружной и внутренней резьбой, есть с накидными и обжимными гайками. Соответственно, они стыкуются с разными типами труб. Это также нужно учитывать при выборе.

Большое значение производители этого типа запорной арматуры уделяют герметичности при перекрытии потока. Для этого устанавливают специальные полимерные прокладки, а шары, если они металлические, шлифуют с использованием самых последних достижений: чем более гладкой будет поверхность шара, тем меньше шансов на то, что часть среды (теплоносителя в нашем случае) просочится под него. И гладкий шарик легче проворачивается, то есть они более удобны при эксплуатации.

Как устанавливать

Для того чтобы при необходимости можно было снять отопительный прибор без останова системы, нужно поставить по одному шаровому крану на подаче и «обратке». Если не будет устанавливаться никакая дополнительная арматура (регулирующая, например), то имеет смысл подсоединить их прямо ко входу радиатора. Для этого удобно использовать устройства со сгоном: с дополнительной частью, которая позволяет соединить две неподвижные детали.

Сначала накручивается на трубу запорное устройство, в радиатор вкручивается сгон (его предварительно снимают). Потом кран подводится к радиатору и накидной гайкой все это соединяется вместе.

Назначение и выбор байпаса

Монтируя биметаллический радиатор в однотрубной системе, обязательно нужно применить байпас. Так называют перемычку между подающей и обратной трубой. Она дает возможность лишнему теплоносителю обходить батарею. Данная схема позволяет избежать запирания стока и следующих за этим неприятностей с управляющей кампанией. Чаще всего байпас делают смещенным: наиболее оптимальное место его расположение — между радиатором и стояком. Если в перемычку врезать кран, это даст возможность проводить регулировку температуры радиатора. Однако в таком случае появляется вероятность перекрывания стояка.

Более эффективное решение – применить нерегулируемый байпас, оснастив регулирующей арматурой непосредственно радиатор. В основном это делают в тех случаях, когда в помещении очень жарко. Если такой проблемы нет, то лучше не снижать эффективность радиаторов, что неминуемо происходит при установке регуляторов.

Автоматическая арматура рассчитана на давление 10 атм. Поэтому при снижении опрессовочного давления ниже 15 атмосфер, эксплуатация не встречается ни с какими трудностями. Превышение этой границы, скорее всего, приведет к выходу приборов из строя. Если без термостата никак нельзя обойтись, а испытательное давление очень высокое, перед запуском контура прибор лучше демонтировать, заменив сгоном. По завершении опрессовочных мероприятий приспособление монтируется обратно, что дает возможность заодно почистить вентиль.

Советы по выбору вентиля для батареи

Стальные краны лучше выдерживают грязную горячую воду в центральном отоплении, реже ломаются

Чтобы выбрать кран стандартный или воздушный для радиаторов, прежде всего обращают внимание на условия, в которых будут эксплуатироваться радиаторы. Если речь идет о помещении с центральным водоснабжением, ставят латунные или стальные вентили

При наличии некачественной воды простые краны быстро засоряются и выходят из строя, их использование доставляет много проблем. В частных домах с автономным отоплением лучше ставить терморегулирующие вентили, они помогают заметно сэкономить расходы на тепловую энергию.

Для многоквартирных домов с индивидуальными котельными стоит выбирать качественные краны шарового типа, способные выдерживать температуру до 200 градусов и давление в пределах 16-40 Бар. Лучшим вариантом станут вентили от проверенных производителей – Бугатти, Овентроп, Danfoss и Far – устойчивые к различным повреждениям и коррозии. Узнать, как должен называться определенный тип крана, можно у специалиста. Необходимо учитывать, что все краны способны уменьшать поток воды, это способно привести к снижению температуры нагрева. При отсутствии достаточной тепловой энергии поток отключают при помощи вентиля.

Шаровые краны делятся на несколько видов. В зависимости от пропускной способности они могут быть полнопроходными, стандартными и неполнопроходными. В первом случае вентили пропускают 90-100% от всего потока теплового носителя, во втором не более 70-80%, в третьем – 40-50%. Идеальным вариантом для монтажа станут полнопроходные варианты, поскольку в них теплоноситель циркулирует максимально свободно. По виду и способу монтажа краны делятся на муфтовые, приварные, комбинированные и фланцевые. Муфтовые варианты подходят для газопроводов и водопроводов, а также применяются при монтаже систем отопления.

Их можно устанавливать в жилых помещениях и промышленных зданиях. Это стандартные и компактные устройства, простые и надежные в эксплуатации. Фланцевые варианты больше подходят для трубопроводов большого диаметра. При их установке используют уплотнительные прокладки, улучшающие герметичность и прочность мест соединений трубопровода и крана. Приварные конструкции устанавливают методом сварки, для комбинированных применяют несколько вариантов монтажа. Комбинированные краны делятся на проходные, угловые и многоходовые, их тип выбирается с учетом конкретной системы.

Настройка отопительной системы, ремонт

В процессе монтажа способом грубой настройки необходимо правильно осуществить выбор диаметра труб, идущих к разводке радиаторов отопления. От количества секций радиаторов зависит температурный режим. Но слаженную регулировку можно сделать при помощи регулировочных кранов.

  • на каждом из радиаторов отопления должны находиться регуляторы точной и плавной регулировки, в этом случае шаровые краны не подойдут;
  • если есть своя котельная, нужно определить наличие самой холодной комнаты и повесить там термостат, в
  • прикручивать краны нужно так, чтобы проток плавно смог уменьшаться.

Кран шаровой: как заменить его своими руками?

Конструкция его отличается от привычных для нас кранов, и поэтому при замене можно растеряться. Но ремонтируется он очень быстро: отвернуть гайку, сменить сальник или кран-буксу, установить гайку. Чтобы отремонтировать шаровой кран, нужна специальная подготовка.

Сложности и нюансы работы

В середине находится маленький шарик, его фиксируют с большой надежностью от влияния давления воды специальные резиновые седла. Сам шар полый, именно в этой полости и происходит смешивание горячей и холодной воды. Краны шаровые имеют в своем корпусе ручку регулятора. Фиксация происходит за счет гайки с одной стороны, с другой — за счет болта.

Конструкция шарового крана. Нажмите на фото для увеличения.

Для ремонта шарового крана потребуется несколько инструментов:

  • отвертки;
  • плоскогубцы;
  • ключ-шестигранник;
  • перчатки;
  • б/у запчасти.

Общие положения при снятии:

Перекрыть запорные сапуны.

Винт посредством раскачивания должен удерживаться на рычаге

Ключом снимается винт и рычаг, с соблюдением осторожности. При резком движении можно сломать его. Ржавая вода, известковый налет оседают на внутренних частях шарового крана под уплотнителем

Применение абразивных чистящих средств будет уместно в данном случае. Очищенные части крана закрываются уплотнителем, который подлежит замене

Ржавая вода, известковый налет оседают на внутренних частях шарового крана под уплотнителем. Применение абразивных чистящих средств будет уместно в данном случае. Очищенные части крана закрываются уплотнителем, который подлежит замене.

Резьба, которая обнаруживается при снятии рычага, начнет прокручиваться по шлицам при помощи отвертки

Находящие рядом шланги повреждаются при несоблюдении осторожности

Остаточную воду слить в емкость.

Если шаровый кран дал течь, способ устранения неисправности будет совсем иной, более глубокий. После снятия уплотнителя вытаскивается шар со своего основного места крепления. Крепежи снимаются плоской отверткой, уплотнители заменяются новыми.

Можно продлить срок использования уплотнителей, для данной процедуры нужна специальная смазка.

Сборка выполняется в обратном направлении при соблюдении герметичности уплотнителей.

https://youtube.com/watch?v=uNlrk68ZQos%2520

При обнаружении трещины на корпусе, ослаблении напора воды трещины замазывают водостойким герметиком.

Он наносится дважды тонким слоем, с зачисткой мест смазки после высыхания. Если шаровые краны имеют трещины, нужно готовиться к их замене.

Если обнаружено, что нет напора воды, находим шток, связывающий шар и рычаг в единое целое. Регулирующие движения помогают выставить направление отверстий труб подачи воды.

После проведения процедур надо очистить затвор. Если и это не помогло, заменить старый картридж новым. Он должен подходить по размерам и марке крана.

Кран с регулировочным затвором. Нажмите на фото для увеличения.

Для отопления, как и для водоснабжения, ГВС, иногда используют трехходовые, четырехходовые краны. Этот вид агрегатов относится к запорной арматуре, изготавливается из стали, металла или латуни. Регулировочные затворы находятся сверху устройства. Процесс регулировки проходит за счет сальника сверху или гайки снизу.

Для качества регулировки радиаторов отопления должны быть определенные устройства, способные перемешивать остывшую воду из возвратной трубы в подачу. Здесь произойдет не качественное, а количественное регулирование системы с помощью вентиля, который прослеживает поток воды и ее мощность или перекрывает ее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стройкомпания Табурино
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: