Что такое тротуар?
Тротуар — это дорожка, расположенная с края проезжей части, предназначенная для передвижения пешеходов. Она может примыкать к дороге или велосипедной дорожке, а может быть отделена от них газоном или ограждением. В некоторых парках и скверах бывают даже целые улицы-тротуары. По ним могут передвигаться только пешеходы.
Первые тротуары появились около 200 лет назад во Франции. Массивные гранитные плиты укладывались вдоль главных дорог Парижа. Для их отделения от проезжей части выставлялись чугунные тумбы. Некоторое время спустя такие пешеходные дороги появились и в Санкт-Петербурге, а потом и в Москве.
В местах пересечения дорог и наличия пешеходных переходов стоят дорожные знаки и светофоры. Места расположения этого дорожного оборудования находятся именно на тротуарах. Для отделения этой зоны от основного полотна, по которому передвигаются пешеходы, ставятся специальные металлические ограждения.
Какие нестандартные размеры бордюрного камня существуют
Нестандартные изделия производятся по разным причинам. Прежде всего, крупногабаритные камни подходят не для всех объектов. На приусадебном участке обычно требуется применять более компактные изделия. Для крупногабаритных недостаточно пространства, кроме того, работать с ними сложнее: требуется специальная техника или несколько помощников. Небольшие камни решают обе проблемы, т. к. легко укладываются самостоятельно. Главное требование – уровень прочности не менее В22,5. Еще один распространенный вариант – типовой, о чем говорит его название (часто используемый). Нужно учитывать, что по желанию заказчика могут быть созданы разные варианты стандарта.
Распространенные изделия для установки на приусадебном и садовом участках:
- 500*240*35 см (9 кг);
- 390*190*90 см (масса – 15 кг);
- 500*200*80 см (вес – 20 кг).
Диапазоны размеров бордюрных камней:
- длина: 40-80 см;
- ширина: 3,5-10 см;
- высота – до 20 см.
Цветной бордюр
Цвет тоже может быть стандартным – чаще всего он серый. Но у разных производителей в линейке продукции есть изделия более ярких цветов: желтый, коричневый, красный и др. Но серый оттенок все равно будет просматриваться.
Бордюр для тротуарной плитки
Ограждение для поможет сохранить целостность покрытия, не позволяя расползтись основанию.
Как правильно установить бордюр для тротуарной плитки своими руками?
Определившись с расположением садовых дорожек, можно приступать к установке бордюра. Сам процесс работ несложен, нужно лишь соблюдать следующий порядок действий:
- Подготовить площадку под строительство: удалить мусор с территории, выровнять поверхность.
- Провести разметку под будущие дорожки.
- Вбить колышки по краям дорожек и протянуть между ними шнур. Высоту пролегания шнура следует вымерять строительным уровнем, поскольку это будет верхней границей бордюра, сделанного самостоятельно.
- По всей длине разметки вырыть траншею, в которую будут закладываться бордюрные секции. Следует помнить, что глубина траншеи должна составлять треть от высшей точки бортика, а ширина — быть на 10 см больше бордюрной.
- На дно траншеи, предварительно утрамбованное и уплотненное, залить раствор из песка и цемента в пропорциях 3:1 (песок-цемент). Раствор должен иметь консистенцию вязкой сметаны для более удобной заливки.
- Уложить бордюрные элементы, придерживаясь уровня шнура. При этом камни необходимо выровнять по высоте, подливая раствор на дно там, где это потребуется.
- Стыковые швы заполнить раствором, оставить сооружение застывать на сутки.
- Оставшийся зазор засыпать грунтом, тщательно утрамбовывая.
Необходимо помнить, что укладка самой плитки должна производиться только после установки бордюра.
Установка бордюра своими руками.
Что необходимо для расствора, в каком соотношении смешивать
Бордюрные камни можно приобрести в магазине или изготовить своими руками. Для изготовления бортиков можно воспользоваться готовыми формами, но лучше соорудить самим. Во втором случае потребуется устанавливать опалубочную систему.
Размер блоков может быть любым. Единственное, что необходимо учесть, это длину секции для штучных бордюров — она не должна превышать 2 м. В противном случае бордюрная конструкция будет неудобна при монтаже и быстро разрушится.
Технология изготовления бордюров следующая:
- Подготавливается форма для заливки ограждений.
- Приготавливается сухая смесь из расчета 3:1 (песок-цемент); компоненты тщательно смешиваются.
- Затем туда же добавляется мелкофракционный щебень из расчета 3:1 (щебень-сухая цементно-песчаная смесь), после чего все заливается водой и смешивается. Следует избегать появления комков в растворе и образования воздушных пузырьков.
Для того чтобы монтаж бортов был удобным, одну сторону элемента необходимо сделать с небольшой фаской после освобождения от опалубочной системы. Этого можно добиться, срезав излишки.
Технология укладки бортового камня
Технология укладки бортового камня Бордюры (бортовые камни) – это изделия, укладываемые узкой полосой. Используются для отделения проезжей части от тротуара, пешеходной дорожки – от зеленых насаждений, для зонирования сада, организации полос и островков безопасности. В ГОСТе 6665-91 предусмотрен выпуск нескольких типов бортового камня:
- прямого рядового,
- с уширением,
- лотком,
- криволинейного,
- въездного.
Для изготовления этой продукции применяется бетон класса прочности В30 и высокой морозостойкости – от F200. Пример технологической карты на бортовой камень – ltsr.ru/vibropress/bordyurnyy_kamen/.
Виды бортовых камней
Технология укладки бордюра определяется типом изделия.
По функциональному назначению различают:
Дорожные бортовые камни.
Служат для обрамления проезжей части. Имеют наибольшие габариты. Разделяют разные по функциональности зоны дорожного покрытия и защищают пешеходов от наезда автотранспорта. Обычно имеют серый цвет.
Тротуарные изделия.
Востребованы для ограничения пешеходных дорожек. Этот вид бордюра применяется при укладке тротуарной плитки. Предотвращает ее расползание и ограничивает разрастание травы.
Декоративные.
Используются для окаймления цветников, дорожек, площадок на личных участках. Садовые бордюры обычно имеют небольшую толщину и значительную длину, являются элементами ландшафтного дизайна и защищают грунт от расползания из-за талых и ливневых вод.
Необходимые инструменты и материалы
Для проведения работ по укладке бортового камня потребуются:
- строительный уровень,
- рулетка,
- штыковая лопата,
- инструмент для трамбовки,
- колья и шнур для разметки,
- резиновый молоток,
- лом,
- углошлифовальная машинка («болгарка»).
Для замешивания бетонной смеси и/или цементного раствора необходимы: бетономешалка или емкость для приготовления бетона вручную.
Из материалов, помимо самого бордюра, понадобятся:
- Цемент.
- Чаще всего используется портландцемент марок М400 или М500.
- Крупный заполнитель – щебень гравийный, известняковый, гранитный, средней и мелкой фракции (до 40 мм). Понадобится в случае изготовления бетонного или песчано-щебневого основания для бортового камня.
- Мелкий заполнитель – песок для строительных работ.
- Вода.
Этапы работ
Укладка бордюра для ограничения плиточного, бетонного или асфальтового покрытия производится до монтажа покрытия. Для определения требуемого количества бортовых камней измеряют длину дорожки и делят это значение на длину бордюрного элемента. Полученное значение округляют в большую сторону. Если планируется обрамление дорожки с двух сторон, то результат вычислений удваивают.
Перед монтажом поребрика выполняют подготовительные мероприятия, которые включают:
- Разметку будущей траншеи с помощью кольев, на которые натягивают нити. Они показывают уровень расположения верхней грани бордюрного камня.
- Подготовку траншеи – вручную или с использованием экскаватора с узким ковшом. Ширина траншеи должна быть немного больше толщины бордюрного камня – на 5-7 см с каждой стороны. Глубина – равна сумме подземной части бортового камня и высоте подготовительного слоя, изготавливаемого несколькими способами.
- Устройство подготовительного слоя.
Варианты изготовления «подушки» под укладку бортового камня:
- Наиболее простой способ – устройство утрамбованного песчаного основания толщиной 30-50 мм. Песок перед трамбовкой смачивают водой. На песчаный слой укладывают мелкофракционный щебень – 30-50 мм. Такой вид основы пригоден для монтажа тонких тротуарных и декоративных бордюрных камней.
- Второй вариант – устройство основания из цементно-песчаного раствора, который укладывают на дно траншеи с выравниванием и уплотнением. На раствор устанавливают бордюрный камень.
- Самой надежной основой является бетонная смесь класса прочности не ниже В15, выкладываемая на песчано-щебневую подушку сплошным слоем или отдельными кучами. Бордюр укладывают на незастывшую бетонную смесь.
Этапы монтажа бордюрных камней:
- Бетонные элементы опускают в траншею на подготовленное основание с помощью специальных клещей. Тяжелые экземпляры массой по 100-120 кг опускают 2-3 человека.
- Для установки камня в требуемое положение по горизонтали и вертикали используют резиновые молотки. Твердый инструмент в данном случае не применяют, потому что он может расколоть бетонный элемент.
- Зазор между камнями оставляют равным 2-3 мм. Впоследствии его заделывают цементным раствором.
- Пространство между камнем и стенкой траншеи заливают бетонной смесью или засыпают мелкофракционным щебнем, а затем проливают жидким цементно-песчаным раствором.
Нестандартные размеры бордюров
Согласитесь, для обустройства приусадебного участка такие большие и массивные бордюры не нужны. Вернее, очень редко нужны. Разве что самые маленькие для того, чтобы отгородить дорожку для авто от газона/огорода. Тут их прочность потребуется, чтобы вся красота не разъезжалась. А остальные применимы при устройстве дорог.
Для садовой и подъездной дорожки такие варианты более приемлемы. Они не только выглядят лучше, но и весят, и стоят меньше
Поэтому производители той же тротуарной плитки делают бордюры по собственным размерам. Называют такие изделия газонными или садовыми бордюрами. Кстати, стандарт не запрещает изготавливать бордюрные камни других размеров. Только они должны иметь прочность не ниже B22.5 и морозостойкость не ниже F200. Можно встретить такое название, как бордюр типового размера. Это о том, что такой габарит встречается часто. Но не о том, что он прописан в стандарте. Вот какие можно найти размеры бордюров для дорожек в саду или во дворе:
- 500*200*80, вес одной штуки около 20 кг;
- 390*190-90 и массой около 15 кг;
- 500*240*35, вес 9 кг.
Есть даже с каким-то рисунком. Но это на любителя, конечно В общем, размеры бордюров есть разные. Длина от 80 см до 40 см, высота — около 200 мм, ширина — от 3.5 см до 10 см. Они могут быть «стандартного» серого цвета. Цветные стоят чуть дороже. Цвета, обычно те же, что и у тротуарной плитки. Чаще всего это красный, коричневый, зеленый, иногда желтый. Учтите, что цвета не «чистые», а с примесью серого цвета цемента.
Гранитные бордюры укладывают с гранитной плиткой
Есть еще гранитные бордюры. Они бывают также нескольких размеров:
- длина от 70 см до 2 метров,
- ширина — от 80 мм до 200 мм,
- высота — от 150 мм до 600 мм (150, 200, 300, 400 и 600 мм).
Гранитные бордюры, конечно, красивы и очень долговечны, но они имеют очень большую массу и очень высокую цену.
Укладка
При строительстве дорог укладка шоссейного бордюра производится с помощью специальной техники. Что касается частного землевладения в виде тех же садовых участков, то здесь установка бордюра зачастую производится силами самих хозяев. Для понимания этого процесса разобьем его на несколько основных этапов:
- произвести разметку территории с помощью колышков и веревки, натягиваемой вдоль лини будущей установки бордюра;
- выкопать траншею, глубина которой должна быть не многим больше высоты бордюра при соблюдении ширины от 300 до 400 мм;
- утрамбовать дно траншеи, уложить песок в один слой и снова повторить утрамбовку;
- подготовить смесь цемента, песка, мелкого щебня и воды с соблюдением пропорции 1:2,5:2:2;
- произвести укладку готовой смеси на дно траншеи и установить бордюр.
Преимущества и недостатки
Преимущества деревянных бордюров:
- эстетичность: из дерева даже при минимальных усилиях можно сделать красивое ограждение для тропинки;
- экологически чистый материал;
- высокая прочность.
Недостатки здесь тоже есть. Так, дерево, даже обработанное, значительно уступает по долговечности металлу и бетону, обычно в пределах 10 лет. Монтаж не отличается простотой: необходимо обеспечить дренаж, гидроизоляцию. Да и на сборку ограждения потребуется время. Не все типы деревянных бортиков одинаково хорошо препятствуют росту травы, например, плетеные изгороди смотрятся красиво, но не могут предотвратить ее появления на тропинке. Удержать насыпь они тоже не смогут. Поэтому их необходимо сочетать с лентами из пластика или металла.
Комбинация бортиков из разных материалов позволяет зонировать участокИсточник usdecorating.com
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 велопарковка: Место для длительной стоянки (более часа) или хранения велосипедов, оборудованное специальными конструкциями.
3.2 велосипед: Транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
3.3 велопешеходная дорожка: Велосипедная дорожка, предназначенная для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенная дорожными знаками.
3.4 велосипедист: Лицо, управляющее велосипедом.
3.5 велосипедная дорожка: Отдельная дорога или часть автомобильной дороги, предназначенная для велосипедистов и оборудованная соответствующими техническими средствами организации дорожного движения.
3.6 велосипедная стоянка: Место для кратковременной стоянки (до одного часа) велосипедов, оборудованное стойками или другими специальными конструкциями для обеспечения сохранности велосипедов.
3.7 маломобильные группы населения: Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, пожилые люди, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом).
3.8 пешеход: Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
3.9 пешеходная дорожка: Размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги.
3.10 плотность пешеходных потоков: Количество людей, приходящихся на единицу площади пешеходного пути.
3.11 полоса для велосипедистов: Велосипедная дорожка, расположенная на проезжей части автомобильной дороги, отделяющая велосипедистов техническими средствами организации дорожного движения (разметкой, дорожными ограждениями и т.д.) от проезжей части и обозначенная дорожным знаком в сочетании с табличкой, расположенными над полосой.
Устройство тротуара с асфальтобетонным покрытием
Тротуары должны обеспечивать удобное и безопасное движение пешеходов по ним. Как правило, покрытие тротуара выполняется монолитным из асфальтобетона или мощёным (из плитки или брусчатки).
Устройство тротуара с асфальтобетонным покрытием:
- Вначале проводятся геодезические разбивочные работы.
- Затем подготавливается основание путём выравнивания грунта и формирования «корыта» под будущую дорожную одежду тротуара.
- После этого устанавливается и закрепляется бортовой камень, определяющий границы тротуара в плане и удерживающий дорожную одежду в требуемых границах на протяжении срока эксплуатации.
- Когда эти операции выполнены, приступают к устройству дорожной одежды. Первым устраивается подстилающий слой из песка.
- Далее укладывается верхний слой основания. Как правило, он выполняется из щебня, но может быть устроен и из иных материалов: металлургического шлака, кирпичного боя, гравия, ракушечника и др. Все слои обязательно уплотняются.
- Перед устройством покрытия выполняется подгрунтовка: по слою основания разливается битумная эмульсия. Это необходимо для надёжного сцепления слоёв основания и покрытия между собой, чтобы конструкция дорожной одежды работала как единое целое. Покрытие выполняется из горячих асфальтобетонных смесей, как правило, типов Г и Д (мелкозернистых, или песчаных). Реже используются литые смеси. В случаях, если тротуар будет использоваться для подъезда автротранспорта, следует предусматривать покрытие из асфальтобетонных смесей, содержащих в своём составе щебень (типы А, Б, В). Те же меры рекомендуются и в случае регулярной механизированной уборки тротуара.
Устройство тротуара из плитки, или брусчатки:
- При устройстве мощёных покрытий тротуаров несколько меняется порядок укладки слоёв основания. Нижний слой – также подстилающий из песка (может устраиваться не всегда)
- Далее следует несущий слой основания из щебня, гравия или другого материала.
- На него обязательно укладывается выравнивающий (монтажный) слой из просеянного песка толщиной около 5 см.
- Песок монтажного слоя предварительно разравнивают с помощью грабель и правила (ровной доски) и обильно поливают.
- Дав песку отстояться от нескольких часов до суток, песок утрамбовывают и окончательно разравнивают.
- После этого вручную производится укладка плитки или брусчатки. Рабочие должны проводить укладку перед собой, передвигаясь по уже уложенной плитке или брусчатке, не нарушая ровности основания. Если остаются промежутки, в которые целая плитка (камень) не входит, то отрезают куски нужных размеров и монтируют их.
- Затем всё покрытие присыпается песком и прометается метлой или жёсткой щёткой. За счёт этого заполняются швы – пустоты между плитками. Остатки песка можно смыть с покрытия, поливая его водой из шланга через рассекатель. Если цвет покрытия только серый, то для заполнения швов может использоваться смесь песка с цементом в соотношении 1:1.
- Если есть необходимость, то покрытие уплотняется с помощью виброплиты, имеющей резиновую прослойку на рабочей поверхности.
Если сравнивать два представленных способа, то очевидным преимуществом при устройстве асфальтобетонного покрытия является высокая степень механизации всех технологических операций. Мощёное покрытие обладает большей декоративностью, особенно если применяется цветная плитка для создания рисунка, но здесь необходим значительный объём ручных работ.
Преимущества обоих типов покрытия — возможность применения цветного асфальта. Как правило, для тротуаров рекомендуется создание цветного покрытия по «холодной» технологии из-за дороговизны «горячей». Для этого на готовое асфальтобетонное покрытие наносится тонкий декоративный слой. В состав смеси входят цветной песок (кварцевый), термостойкие пигменты и термоклей. Стоимость такого покрытия составляет от 1000 руб./м 2 . Для сравнения: покрытие из цветного асфальта по «горячей» технологии обойдётся в 3000 – 4000 руб./м 2 . В этом случае окрашена будет вся асфальтобетонная смесь за счёт добавления в неё цветного песка и щебня и необходимого пигмента. Вяжущее используется бесцветное – например, в виде гранул.
Есть ли ГОСТ на высоту дорожных бордюров?
Для того, чтобы урегулировать вопрос о высоте дорожных бордюров, вам нужно обратить внимание на два документа. ГОСТ 52289-2004 является действующим документом и поможет вам разобраться в правильном устройстве дорожных ограждений, в том числе и бордюров
Обратите особое внимание на пункт 8 и прилегающие к нему таблицы. Называется данный ГОСТ » Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»
ГОСТ 52289-2004 является действующим документом и поможет вам разобраться в правильном устройстве дорожных ограждений, в том числе и бордюров
Обратите особое внимание на пункт 8 и прилегающие к нему таблицы. Называется данный ГОСТ » Технические средства организации дорожного движения
Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Следующий документ — ГОСТ Р 53767-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров». Здесь в пунктах 4.2.4. и 4.2.5. ясно говорится, что высота бордюра в любой его точке не должна превышать десять сантиметров. Измерять высоту бордюра нужно специальной измерительной линейкой, согласно ГОСТу 427, либо специальным уровнем по ГОСТу 9392. Для этого лучше всего пригласить специалистов.
Вообще, верх бордюра чисто визуально выглядит как край тротуара. Если видны отклонения невооруженным глазом, значит, без сомнения, были нарушены правила устройства.
Производство
Для изготовления бордюра дорожного в основном используют бетон так называемых тяжелых марок, что соотносится с применением армирования. В последнем случае предполагается использование стальных каркасов, на создание которых идет арматура AIII и AI, а также арматурная проволока BpI. В целях повышения прочности арматуры могут применять стальные изделия, прошедшие термическую обработку.
Непосредственно сам процесс производства бордюра дорожного основывается на следующих видах работ:
- готовят бетонную смесь (имеющую состав, зависящий от предназначения бортового камня), которую затем перемешивают;
- добавляют по необходимости пигменты, придающие ту или иную окраску изделиям;
- разливают смесь по формам, имеющим разнообразную конфигурацию, например, квадрат или полукруг, что также зависит от предназначения конечного продукта;
- запускают процесс формовки с помощью использования метода вибропрессования;
- после этого изделия поступают в специальные камеры для просушки;
- готовые бордюры извлекаются из форм.
Особенностью бортового камня является то, что каждый его экземпляр дополняется монтажными петлями, упрощающими погрузочно-разгрузочные работы.
Технология укладки бортового камня
Технология укладки бортового камня Бордюры (бортовые камни) – это изделия, укладываемые узкой полосой. Используются для отделения проезжей части от тротуара, пешеходной дорожки – от зеленых насаждений, для зонирования сада, организации полос и островков безопасности. В ГОСТе 6665-91 предусмотрен выпуск нескольких типов бортового камня:
- прямого рядового,
- с уширением,
- лотком,
- криволинейного,
- въездного.
Для изготовления этой продукции применяется бетон класса прочности В30 и высокой морозостойкости – от F200. Пример технологической карты на бортовой камень – ltsr.ru/vibropress/bordyurnyy_kamen/.
Виды бортовых камней
Технология укладки бордюра определяется типом изделия.
По функциональному назначению различают:
Дорожные бортовые камни.
Служат для обрамления проезжей части. Имеют наибольшие габариты. Разделяют разные по функциональности зоны дорожного покрытия и защищают пешеходов от наезда автотранспорта. Обычно имеют серый цвет.
Тротуарные изделия.
Востребованы для ограничения пешеходных дорожек. Этот вид бордюра применяется при укладке тротуарной плитки. Предотвращает ее расползание и ограничивает разрастание травы.
Декоративные.
Используются для окаймления цветников, дорожек, площадок на личных участках. Садовые бордюры обычно имеют небольшую толщину и значительную длину, являются элементами ландшафтного дизайна и защищают грунт от расползания из-за талых и ливневых вод.
Необходимые инструменты и материалы
Для проведения работ по укладке бортового камня потребуются:
- строительный уровень,
- рулетка,
- штыковая лопата,
- инструмент для трамбовки,
- колья и шнур для разметки,
- резиновый молоток,
- лом,
- углошлифовальная машинка («болгарка»).
Для замешивания бетонной смеси и/или цементного раствора необходимы: бетономешалка или емкость для приготовления бетона вручную.
Из материалов, помимо самого бордюра, понадобятся:
- Цемент.
- Чаще всего используется портландцемент марок М400 или М500.
- Крупный заполнитель – щебень гравийный, известняковый, гранитный, средней и мелкой фракции (до 40 мм). Понадобится в случае изготовления бетонного или песчано-щебневого основания для бортового камня.
- Мелкий заполнитель – песок для строительных работ.
- Вода.
Этапы работ
Укладка бордюра для ограничения плиточного, бетонного или асфальтового покрытия производится до монтажа покрытия. Для определения требуемого количества бортовых камней измеряют длину дорожки и делят это значение на длину бордюрного элемента. Полученное значение округляют в большую сторону. Если планируется обрамление дорожки с двух сторон, то результат вычислений удваивают.
Перед монтажом поребрика выполняют подготовительные мероприятия, которые включают:
- Разметку будущей траншеи с помощью кольев, на которые натягивают нити. Они показывают уровень расположения верхней грани бордюрного камня.
- Подготовку траншеи – вручную или с использованием экскаватора с узким ковшом. Ширина траншеи должна быть немного больше толщины бордюрного камня – на 5-7 см с каждой стороны. Глубина – равна сумме подземной части бортового камня и высоте подготовительного слоя, изготавливаемого несколькими способами.
- Устройство подготовительного слоя.
Варианты изготовления «подушки» под укладку бортового камня:
- Наиболее простой способ – устройство утрамбованного песчаного основания толщиной 30-50 мм. Песок перед трамбовкой смачивают водой. На песчаный слой укладывают мелкофракционный щебень – 30-50 мм. Такой вид основы пригоден для монтажа тонких тротуарных и декоративных бордюрных камней.
- Второй вариант – устройство основания из цементно-песчаного раствора, который укладывают на дно траншеи с выравниванием и уплотнением. На раствор устанавливают бордюрный камень.
- Самой надежной основой является бетонная смесь класса прочности не ниже В15, выкладываемая на песчано-щебневую подушку сплошным слоем или отдельными кучами. Бордюр укладывают на незастывшую бетонную смесь.
Этапы монтажа бордюрных камней:
- Бетонные элементы опускают в траншею на подготовленное основание с помощью специальных клещей. Тяжелые экземпляры массой по 100-120 кг опускают 2-3 человека.
- Для установки камня в требуемое положение по горизонтали и вертикали используют резиновые молотки. Твердый инструмент в данном случае не применяют, потому что он может расколоть бетонный элемент.
- Зазор между камнями оставляют равным 2-3 мм. Впоследствии его заделывают цементным раствором.
- Пространство между камнем и стенкой траншеи заливают бетонной смесью или засыпают мелкофракционным щебнем, а затем проливают жидким цементно-песчаным раствором.
Особенности установки
После того как вы выбрали и приобрели подходящий для ваших целей бордюрный камень, важно его правильно установить. Монтаж и укладку можно осуществить как своими руками, так и при помощи квалифицированных специалистов. Так или иначе, ставить и укладывать бордюрный камень следует строго с соблюдением всех технологий и нормативов, работу нужно проводить по действующему СНИП
Так или иначе, ставить и укладывать бордюрный камень следует строго с соблюдением всех технологий и нормативов, работу нужно проводить по действующему СНИП.
При этом заранее нужно подготовить соответствующую схему и необходимые инструменты (например, щипцы, кантователь и т. д.)
Также важно помнить про раствор для кладки и заделки швов (например, при цементобетонных покрытиях), на основании которого будут устанавливаться строительные бордюрные блоки
Порядок установки бордюрных камней выглядит следующим образом.
- Для начала необходимо произвести подготовительные работы. В первую очередь, это касается разметки той территории, на которой вы будете устанавливать строительные блоки. Традиционно разметку производят посредством специально предназначенных элементов, а именно – кольев и веревки. Так, веревку натягивают на колья – таким образом формируется линия будущего бордюра.
- Следующий шаг – это раскопка траншеи. За основные размеры нужно взять ширину бордюра, а затем прибавить по 5 сантиметров с каждой стороны. Глубина траншеи должна составлять 2/3 от высоты используемого вами бордюрного камня.
- После этого дно выкопанной вами траншеи необходимо покрыть щебнем – толщина данного слоя должна составлять 4 см. Сверху на щебень нужно высыпать 2 сантиметра песка, а затем данная смесь заливается водой. После этого в траншее можно размещать бордюрный камень.
- Финальный этап – приготовление закрепляющего раствора. Для этого вам потребуется взять цемент, песок и воду в соотношении 1 к 3 к 1,5. Этот раствор нужно укладывать равномерным слоем, толщина которого должна составлять 2 сантиметра.
На сегодняшний день не обязательно производить установку бордюрных камней своими руками. Для этих целей разработаны и созданы специализированные устройства – бордюроукладчики. Следует иметь в виду тот факт, что даже если вы провели установку бордюра без ошибок, срок службы строительных блоков является ограниченным. Соответственно, со временем вам придется проводить строительные работы по замене износившихся элементов.
Виды бордюрного камня
Существует три основные классификации бортового камня: по материалу изготовления, сфере применения, по профилю (форме поперечного сечения).
В зависимости от материала изготовления данные ограждающие элементы бывают следующих видов:
- бетонные, изготавливаемые из бетона путем его уплотнения в специальных формах на вибростолах;
- железобетонные с жестким и прочным внутренним каркасом из рифлёной стальной арматуры;
- гранитные, вырезаемые из монолитных кусков горной породы.
По конструкции и габаритам выделяют следующие виды бордюрного камня:
дорожный – такой бортовой камень применяют для разграничения проезжей части и тротуара. Бордюр дорожный имеют серый цвет, трапециевидный поперечный профиль. Габариты наиболее распространённого типоразмера данного вида бортового камня — 1000×30×18 см.
Рисунок 1. Бордюр дорожный
тротуарный – поребрик с прямоугольным поперечным сечением применяемый для отделения от пешеходной зоны. От дорожного бордюр тротуарный отличается также и размерами — при длине 100 см такие бордюрные камни имеют ширину всего 8 см и высоту не более 20 см.
Рисунок 3. Бордюр тротуарный
магистральный – высокий поребрик, используемый на загородных дорогах и крупных магистралях. Имеет широкое основание и закругленную лицевую часть.
Рисунок 4. Магистральный бордюр
- радиусный – бетонный бортовой камень изогнутой формы. Используется на участках где примыкающая к пешеходной зоне или велодорожке проезжая часть имеет закругление.
- въездной – бордюрный камень со скошенной лицевой частью. Устанавливают его в тех местах, где на тротуар могут заезжать транспортные средства.
Рисунок 5. Размер и вес бордюра
Виды бордюрного камня по поперечному профилю следующие
- БР – рядовые;
- БУ – с расширением в нижней части;
- БУП – с прерывающимся по длине расширением в нижней части;
- БЛ – с желебообразным углублением (лотком);
- БВ – въездные;
- БК – радиусные (криволинейные).
Какими характеристиками обладает дорожный бордюр ГОСТ 6665-91
Изготовленный в соответствии с требованиями стандарта, бордюр обладает множеством достоинств:
- повышенной прочностью и износостойкостью. Эти свойства достигаются изготовлением по прогрессивной технологии с использованием высоких марок бетона или путем изготовления продукции из природного камня;
- стойкостью к воздействию влаги. Гранит влагу практически не поглощает, а формованные изделия отличаются пониженной гигроскопичностью. Это достигается путем введения различных присадок;
- устойчивостью к воздействию отрицательных температур. Благодаря пониженной гигроскопичности сохраняется целостность изделия при кристаллизации воды. Однако при нарушении технологии изделия могут быстро разрушиться.
Бортовой камень отличается следующими параметрами:
- конфигурацией;
- размерами;
- формой сечения.
Применяются различные изделия прямой и радиусной формы, которые, в зависимости от исполнения, могут иметь желоб для отвода воды.
Устанавливают дорожный бордюрный камень на городских дорогах, в дворовых проездах, парковочных зонах