Смальта для мозаики

Смальта – произведение искусства в интерьере вашего жилища

Элементами мозаики может быть все что угодно: кусочки стекла и дерева, осколки перламутра и металлические пластинки, камешки и фрагменты зеркала. Однако к самым известным и старинным видам мозаики относится, конечно, стеклянная, а, в частности, один из ее видов – смальта.

Что такое смальта

Смальта – искусственное прозрачное или непрозрачное цветное стекло, изготавливаемое по специальной технологии. Довольно долго под этим названием подразумевали только ярко-синюю эмаль или стекло такого же цвета, но сейчас название распространилось на все виды материала.

В качестве отделки смальта известна со времен Древнего Рима. Материал, сохраняющий цвет и блеск на протяжении столетий превосходно подходил для увековечивания побед царей или божественных историй. В домашних условиях ее применяют намного реже, поскольку материал это сложный для ручной работы, требующий и внимания, и опыта, и немалого терпения.

В отличие от обычной стеклянной плитки смальту используют в виде осколков. Производится она в виде блоков, которые необходимо раскалывать или распиливать, чтобы получить маленькие цветные элементы. Понятно, что не каждый может совладать с таким материалом.

  • Российские изготовители чаще всего предлагают модули в виде «блинов» и «блоков».
    • «Блин» – одноцветный овал толщиной в 5–9 мм и размерами в 20–30 см на 40–60 см. Такой «блин» раскалывают: модуль устанавливают в ребро, прижимают долотом и ударяют молотком.
    • «Блок» – отличается не только формой и размерами. Это прямоугольный или квадратный слой толщиной в от 7 до 30 мм и размерами от 15*15 до 25*25 см. Кроме этого, блок часто изготавливают из смальты разных оттенков, в результате чего в массе изделия образуются изумительные цветовые переходы полутонов, оттенков, градиентов. «Блок» чаще всего распиливают, а не раскалывают, а мозаику составляют так, чтобы учесть тонкие переливы цвета между элементами одного массива.
  • Итальянская смальта продается в виде кубиков размерами до 4–5 см и толщиной в 1–2 см. Кубик раскалывается намного проще, но и стоимость итальянской продукции намного выше.

При расколе, да и при распиле получают элементы с разной поверхностью – матовой, гладкой, с неровным сколом, ровным распилом и так далее. В зависимости от задумки используются любые поверхности тессера – кусочка мозаики, здесь все зависит от воображения или видения художника. Поэтому выкладка панно из смальты, это, прежде всего творческая работа и требует хорошего ощущения цвета.

Работать со смальтой необходимо аккуратно – это стекло, а, значит, у его осколков острые края.

На стадии раскалывания «блинов» или «блоков» необходимо надевать перчатки, защитные очки и обращать внимание на траекторию отлета кусочков, чтобы не потерять часть материала. Сама технология монтажа мозаики из смальты также предполагает использование перчаток.

Мозаика из смальты (фото)

Виды такой мозаики

Специфическая форма тессеров – по сути любая, и к тому же с разной поверхностью, требует и особого обращения с материалом. Мозаика из смальты заметно отличается от привычных наборов из квадратных или круглых стеклянных плиточек. Во всяком случае готовые модули из одинаковых элементов, так подходящие для облицовки кухонных фартуков, здесь невозможны.

  • Византийская – самый традиционные вид мозаики, где цветные кусочки более или менее близкой формы уложены как можно плотнее друг к другу, а швы заполнены затиркой. Размер тессеров при этом может быть разным.
  • Инкрустация – врезка кусочков цветного стекла в поверхность материала, отличающегося фактурой – в дерево, например.
  • Маркетри – смальта для деревянного столика используется редко, поскольку этот материал не образует плоскости. А вот на стеклянных и металлических столиках встречается и мозаика из смальты. В основном это современные произведения.
  • Флорентийская – по технике исполнения ничем не отличается от византийской, но предполагает законченную картину из смальты с героическим или божественным сюжетом, наподобие картин старинных мастеров. Тессеры используются любой формы и размера.

Мозаика из смальты предполагает 2 возможных вида набора.

  • Прямой – кусочки стекла укладываются на поверхность, покрытую клеевым или цементным раствором. Тессеры кладут лицевой стороной верх – гладкой или сколотой, зависит от идеи. Плюс такого метода – художник видит, как воплощается его замысел и по ходу исполнения может заменить какие-то кусочки, найдя лучшие по цвету или фактуре.
  • Обратный набор предполагает размещение тессеров лицевой стороной вниз и заливку готового собранного рисунка каким-то материалом основания. Таким образом можно получить максимально плоскую поверхность мозаики. После застывания изделие переворачивают и слегка подравнивают края тессеров,

Этот же метод используется, когда невозможна работа по месту, а мозаичное панно нужно привезти в готовом виде.

О том, как производится золотая смальта, расскажет этот видеоролик:

Особенности материала

Смальта обладает всеми достоинствами и преимуществами стекла, однако в силу специфической своей формы и метода использования мозаика из нее обладает дополнительными особенностями.

  • Смальта привлекает не за счет разнообразия цветовых оттенков, а благодаря своеобразному свечению изнутри. Оно обусловлено толщиной элемента, комбинаций прозрачных и полупрозрачных участков, введением металлического зерна и так далее. Да и сам материал зачастую изготавливается из нескольких цветных смесей, позволяющих получить игру полутонов в пределах самого крошечного осколка стекла.
  • Обработка тессера допускает любую поверхность – гладкую, блестящую, матовую, рельефную, колотую, пиленую и прочее. А это позволяет создавать игру цвета и тени за счет разницы фактур.
  • Смальту можно укладывать на сколь угодно неровные и криволинейные поверхности и даже скрывать за ней строительные дефекты.
  • Это один из самых долговечных материалов из ныне существующих. Известным сегодня римским мозаикам более 2 тысяч лет, но они ни на йоту не потеряли своей красоты и красочности.

Однако у этих достоинств есть и обратная сторона.

  • Использовать смальту для отделки всей стены особенно в большом помещении не рекомендуется. И дело даже не в том, что мозаика таких размеров будет утяжелять стену, а в том, что тессеры – осколки с острыми краями и представляют определенную опасность. Для оформления детской, например, да и вообще для жилища, где есть дети, отделка смальтой не допускается, уж лучше просто мозаика, или, например керамическая плитка на пол.
  • «Мертвая зона» для такого панно – 5 метров, так что при небольших размерах комнаты мозаика будет представлять собой очень небольшой фрагмент.
  • Трудоемкость – это тяжелый, требующий предельного внимания труд. К тому же здесь нужны художественные способности и чувство цвета. Соответственно, стоимость таких работ очень высока.
  • Смальта – дорогой материал и облицовка им ванной обойдется в изрядную сумму (в сравнении с керамической плиткой).

О том, как правильно колоть смальту, расскажет данное видео:

Цветовая гамма

Наиболее правильным выражением по отношению к выбору цветов для смальты будет сказать – бесконечный. В стекло при изготовлении добавляют неорганические красители любого рода, в том числе и люминесцентные, при этом часто сочетают разные соли и оксиды, чтобы получить самые удивительные оттенки. Кроме того, существуют и дополнительные способы обогатить цветовую гамму.

Различают несколько видов смальты.

  • Прозрачная – в состав исходного сырья входят разнообразные калиевые соли. Они придают оттенок материалу, но не влияют на его прозрачность. Секретов здесь множество: так, сера дает яркий синий цвет стекла, а в присутствии солей кадмия, которые сама по себе бесцветны, создает насыщенный желтый.
  • Опаловая или глухая – непрозрачный материал, где в качестве пигментов используют заглушающие вещества, наподобие триоксида сурьмы или оксида олова.
  • Жилистая или пятнистая – ее получают комбинацией исходного сырья разного оттенка. По глубине материала цвет может меняться, причем весьма заметно.
  • Золотая или серебряная – своеобразный триплекс, где между двумя кусочками стекла запрессовывается золотая или серебряная фольга. Цвет смальты определяется толщиной и пробой фольги. Так, раскатанное до прозрачности червонное золото просвечивает зеленым, а золото с добавкой меди становится розовым.

Производство продукции

Технология

Технология изготовления смальты, на первый взгляд, проста и мало чем отличается от варки стекла. Однако в шихту для придания нужного оттенка добавляются оксиды металлов в разных сочетаниях. И вот здесь то и возникает главная сложность.

Сами по себе смальтоваренные печи несложны, поскольку температура процесса относительно невысока – 1000–1200 С, и, главное, не требуется особой точности в соблюдении температурного режима. А это означает отсутствие дорогостоящей аппаратуры по регулировке температуры и давления.

  • Исходное сырье заливают в емкости – отдельно для каждого оттенка и устанавливают в печь. Варка, как правило, занимает около 3–4 часов.
  • Затем смальту выливают на ровные чугунные доски и раскатывают специальными металлическими валиками.
  • Полученные неправильной формы «лепешки» распиливают на бруски, «блоки» или «блины».

Технология действительно примитивна, но, кроме того, небольшой объем выпускаемой продукции не позволяет автоматизировать процесс.

Варка

Варка смальты – процесс почти такой же творческий, как и изготовление мозаики из нее.

  • Во-первых, рецепты цвета и дополнительных эффектов считаются секретом производства.
  • Во-вторых, при самом точном соблюдении технологии нет гарантии получения ровно такого же оттенка. К тому же имеет значение и последующая термическая обработка материала. Так, например, медь, добавленная в стекло, никак не окраску и прозрачность не влияет.

Но если изделие нагреть до температуры близкой к плавлению, начинает появляться розоватый оттенок. При дальнейшем нагреве цвет будущей смальты переходит в ярко-красный, а затем в коричневый. На последней стадии становятся видны вкрапления меди, и материал частично становится мутным. Этот эффект широко используют при изготовлении искусственных авантюринов, но чаще добавляют в сырье не медь, а хром.

Такое положение вещей делает очень соблазнительной идею изготовления, самостоятельной варки смальты для мозаики в домашних условиях своими руками. Известно, что многие художники-мозаичисты самостоятельно готовят для себя материал. Однако такое умение вырабатывается лишь годами опытов со стекловарной печью.

Несколько иначе выглядит процесс изготовления золотой смальты. В этом случае сначала выдувают стеклянные листы толщиной не более 1 мм и разрезают их на плитки по 100–200 кв. см.

На каждой плитке размещают фрагмент золотой фольги и устанавливают заготовки в специальную печь, где температуру повышают до размягчения, но не плавления стекла. Затем на каждую пластинку выливают жидкое стекло в таком объеме, чтобы при застывании оно образовало слой не толще 1 см. Потом плитку запрессовывают и отжигают.

О том, где купить смальту для мозаики и в какую стоимость, читайте ниже.

Известные производители

  • В России единственным официальным производителем смальты является Экспериментальная Лаборатория Художественных Стекломатериалов. Они используют для изготовления смальты проверенный метод ручной раскатки и предлагают материал более чем 1000 оттенков. Смальту выпускают в виде блоков или полос, в том числе и золотую. Цена обычной цветной смальты колеблется от 590 до 700 р. за кг. Золотая смальта стоит от 55 000 до 85000 р. за кг.
  • Итальянский производитель SICISвыпускает прозрачную смальту наряду с матовой и перламутровой стеклянной мозаикой. Квадратный метр готового блока оценивается в 50–60 €.
  • Vitrex – тоже итальянская компания, известная на российском рынке. Vitrex предлагает прозрачную и непрозрачную смальту. Продается она в виде кубиков, что облегчает работу по расколу и укладке материала. В среднем стоимость колеблется в районе 12–14 тыс. р. кв.м. Найти в магазинах блоки или кубики для самостоятельной работы весьма сложно.
  • Bisazza – производит множество видов керамической отделки, а также стеклянную мозаику и смальту. В России можно приобрести не только готовый модуль, но и материал для панно в виде блоков. Цветовая палитра – около 150 оттенков. Стоит блок от 1700 р. за кг.

Смальта – удивительный вид мозаики. Богатством оттенков и рельефа она превосходит даже стекло, а по долговечности и водостойкости поспорит с самыми прочными керамическими изделиями. И это действительно творческий материал во всех смыслах слова: каждая мозаика из смальты – это произведение искусства.

Данное видео поможет вам правильно порезать мозаику и смальту по диагонали:

Смальтовая мозаика.

мозаика из смальты.

Одним из лучших материалов для создания мозаики издавна считается смальта

непрозрачное и очень плотное стекло разнообразных цветов и оттенков. Расскажем поподробнее о происхождении, мозаика смальта:

Специалисты утверждают, что именно с появлением смальты мозаику стали применять в художественной отделке зданий, а самые ранние мозаики датируются началом V века н.э. Особенно широко использовалась смальтовая мозаика в оформлении раннехристианских храмов. Ее уникальные свойства — загадочное мерцание и блеск, насыщенность и неизменность цвета позволяли создавать эффект Божественного сияния. Никакой другой материал не в состоянии был передать это ощущение. В Византии убранство храмов отличалось обилием золотистой и синей смальты, служившей фоном для изображения святых. Византийская мозаика не подвергалась шлифовке, что усиливало глубину и звучание цвета. Полюбоваться ее великолепием можно и сегодня, побывав, например, в соборе Святой Софии в Константинополе. Не менее прекрасные, но совсем другие по стилю мозаики создавали в ХIII веке в мавританской Испании: изысканные и яркие орнаменты из смальты отлично сохранились в знаменитой мечети в Кордове и во дворце «Альгамбра», неподалеку от Гранады.

На Руси смальта появилась в XI веке — с началом строительства первых христианских храмов. Прекрасные мозаики украшали, к примеру, Софийский собор и Златоверхий монастырь в Киеве. Эти мозаичные панно были созданы мастерами, обучавшимися в Византии, да и смальту привозили оттуда же. Но начиная с XIII века ,храмы на Руси стали украшать росписью, которая постепенно вытеснила смальту и о ней забыли почти на шесть веков.

Интерес к этому материалу возродился лишь в середине XVIII века стараниями М.В. Ломоносова. Чтобы наладить производство смальты, ученому пришлось заново изобретать рецепты ее изготовления и способы компоновки в мозаичные панно.

Дело в том, что европейские мастера тщательно охраняли свои секреты и передавали их только по наследству, тем самым, долгое время оставались монополистами в этой области.

Венцом творчества мастерской мозаики Михаила Ломоносова стало монументальное произведение «Полтавская баталия». Два года, с 1762 по 1764, понадобилось, чтобы создать это гигантское полотно. Достаточно сказать, что при высоте 4.8 м оно имеет ширину 6.4 м. Составлена из столбиков смальты толщиной всего 1-6 мм и длиной 5 см.

Полтавская баталия

Удивительные вещи делали из этого материала русские мастера XIX века, выполнившие для Исаакиевского собора огромные мозаичные картины, точно воспроизводящие живописные оригиналы. Неслучайно специалисты отмечают , что именно смальта позволяет прекрасно имитировать масляную живопись.

В чем же секрет привлекательности смальты? Ведь, по сути, это просто цветное стекло, только непрозрачное. Оба материала (и смальту, и стекло) получают из кварцевого песка, добавляя в него оксиды разных металлов, выполняющих роль красителей.

Но при изготовлении смальты, используют соль калия, а не натрия, да и минеральных добавок в смальте гораздо больше, чем в обычном стекле. Благодаря этому, смальта приобретает повышенную ударную прочность, морозоустойчивость, стойкость к агрессивным средам; не истирается и не выцветает.

Сегодня смальту изготавливают на заводах. Современные технологии позволяют придавать ей тысячи цветов и оттенков, получать смальту неоднородной структуры с вкраплениями и разводами и т.п., а также усиливать эффект свечения материала изнутри. Это свойство является, пожалуй, главным эстетическим достоинством смальты. Благодаря ему даже поверхность, выполненная смальтой одного цвета, переливается как перламутр. Роскошно смотрится золотистая смальта с добавлением 24 — каратного золота, а также серебряная (с добавлением платины).

Благодаря своей особой прочности, смальта широко используется при облицовке полов в помещениях и зонах с интенсивным движением. Прекрасная влагостойкость этого материала делает его незаменимым при отделке ванных комнат, душевых и бассейнов.

Если говорить об эстетике, то настенное панно из смальты или мозаичная вставка на полу украсит любой, даже самый требовательный интерьер вашего дома.

Кстати, из смальты делают даже » ковры «, узорами и фактурой эти мозаичные панно действительно напоминают настоящие изделия ковроткачества. Этот эффект особенно усиливается, если отполировать мозаику с применением воска.

Основные виды смальты современного производства По виду и размеру смальта подразделяется на :

· Opus — это смальта мозаика имеющая квадратную форму и небольшой размер. Особенность данного вида в укладке, производящейся параллельно, то есть образуется поле из одинаковых квадратов одного или разного цвета. Однотонный дизайн практически не применяется, более предпочтительны плавные переходы от одного тона в другой и разноцветные мелкие детали.

· Fusion – еще один вид смальты, но в отличие от Opus имеет неправильные многогранные формы, которые обеспечивают широкий простор для выражения мыслей и фантазий. Такие причудливые формы обладают ярким световым эффектом: в зависимости от попадания лучей краски меняются и приобретают новые оттенки.

· Ravenna – мозаика в виде распиленных квадратов, но неодинаковой формы. Композиция варьируется разными размерами и цветами элементами, создаются классические, но в то же время неординарные квадратные поля, в которых проявляется разно размерность и отсутствие параллелей.

· Wall – укладка смальты по принципу кирпичной кладки с определенным направлением. Техника дает возможность создания интересных поверхностей имеющих вертикальную или горизонтальную направленность.

Главная страница. Карта сайта .

Смальта

Мозаики базилики Сан-Марко, Венеция

Сма́льта (от нем. Smalte или Schmalte, от schmelzen — плавить, итал. smalto — эмаль; устар. — шмальта) — цветное непрозрачное («глушёное») стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки. До начала XX века в русском языке слово могло также означать ярко-синюю краску, полученную из кремниевой кислоты и кобальта.

Кусочки смальты являются традиционным материалом для создания мозаичных панно. В России XVIII—XIX века смальтой (шмальтой) нередко называли и сами мозаики целиком.

Разновидности

Смальта как цветное искусственное стекло существует нескольких видов:

  • прозрачная смальта — на основе огнеупорных красителей;
  • глухая или опаловая смальта — на основе заглушающих веществ, например, диоксида олова или триоксида сурьмы;
  • жилистая и пятнистая смальта — соединяющих несколько оттенков, путём термической обработки;
  • золотая и серебряная смальта — изготавливается путём запрессовки фольги между двумя слоями стекла.

Свойства и особенности

Смальта, Историческая коллекция красителей Дрезденского технического университета, Германия

  • Смальта обладает широчайшей цветовой палитрой. Внутри одного стекла ручной выплавки также могут быть незначительные переливы цвета, что в готовом изделии создает эффект живого цвета, мерцания. Смальта также может быть золотой и серебряной.
  • Смальта обладает эффектом внутреннего свечения, глубины материала.
  • Смальта — один из наиболее долговечных материалов. Римские мозаики из смальты пережили два тысячелетия, не потеряв красоты и яркости. Смальта водостойка, морозоустойчива, устойчива ко многим агрессивным средам.
  • Размер и форма элементов (модулей) из смальты может варьироваться фактически неограниченно, что вместе с широким выбором цвета дает основу для создания различных визуальных эффектов. Крупноформатные неполированные мозаики эффектны за счет игры света на поверхностях элементов. Мозаики из мелких модулей с полированной поверхностью приближаются по своим художественным достоинствам и точности рисунка к лучшим живописным образцам.
  • Смальта — универсальный материал, может быть использована как для внутренней, так и для внешней отделки. Смальта — практичный материал для создания монументальных произведений. Смальта также отлично подходит для зон с повышенной влажностью и облицовки бассейнов.
  • При всей современной технике создание мозаики из смальты — ручной труд, требующий аккуратности и тщательности подбора цветов. Смальта обладает сравнительно высокой себестоимостью, а мозаичные работы остаются трудоёмкими и затратными.

История

Первые производства смальты как материала для декоративных и отделочных работ были созданы в Древнем Риме примерно во II—I веке до нашей эры, когда римская мозаика стала одним из основных художественных приемов в отделке интерьера. Производство было исключительно ручным и во многом — непредсказуемым по конечному результату. Многие римские мозаики комбинировали смальту с природным камнем — мрамором, известняком.

Христос-Пантократор
(мозаика Святой Софии)

Значительных успехов в выплавке смальт достигли мастера Византии. В монументальной архитектуре христианских храмов до иконоборческого периода мозаика использовалась повсеместно — как в создании сложных художественных композиций на библейские темы, так и в орнаментальном украшении различных поверхностей стен, окон, дверных проемов. Особым приемом стало использование золотой смальты в качестве фона для изображений. Смальта стала основным материалом для изготовления мозаик. Выплавка смальт осуществлялась в специальных мастерских, число получаемых цветовых оттенков перевалило за сотню.

В Киевской Руси существовала, по крайней мере, одна мастерская по выплавке смальт. Возле Софии Киевской археологами найдены остатки производства смальт, использовавшихся для создания мозаик главного русского христианского храма той поры — образо́в Христа Вседержителя и Оранты Заступницы. Вероятно, киевской мастерской руководили византийские мастера.

После падения Византии центр стекольных производств и выплавок смальты переместился в Италию. Но высокая стоимость смальты и самих мозаичных работ привели к доминированию живописных и фресковых техник в отделке храмов, дворцов и общественных помещений. Мастера-стекловары постепенно сделали технологию выплавки смальт секретной, что также способствовало превращению процесса изготовления смальтовых мозаик в редкое и эксклюзивное искусство.

Использование кобальта в качестве пигмента в Центральной Азии известно начиная с XI века.

В Европе изобретение смальта как ярко-синего пигмента часто соотносят с именем богемского стеклодува Кристофера Шурера вновь открывшего его в 1540—1560 годах.

В XVIII веке Михаил Ломоносов фактически заново открыл технологию смальт для России. Поставив в течение 3 лет более 4 тысяч опытов, М. В. Ломоносов нашел способ получать смальты практически любого цвета. Недалеко от Ораниенбаума, в местечке Усть-Рудица М. В. Ломоносов построил фабрику цветного стекла и смальты, начавшую выпуск продукции в 1754 году.

Со смертью М. В. Ломоносова производство на фабрике сошло на нет. Тем не менее, все технологии смальт были описаны и задокументированы, в соответствии с принципами, которыми учёный руководствовался в своих исследованиях. Этот раздел его наследия примечателен тем, что, соприкасаясь другими — объединяет сразу несколько направлений: изучение свойств стёкол, особенности и условия их варки, методику укладки мозаики и художественное творчество как таковое.

Следующий этап в истории смальты в России — вторая половина XIX века. Идея замены икон и элементов оформления Исаакиевского собора мозаиками способствовала быстрому росту интереса к смальте и мозаике со стороны как ответственных за строительство лиц, так и всех, кто так или иначе считал себя причастным к архитектурному и художественному миру двух российских столиц.

Основным местом производства смальт стала мастерская Академии Художеств в Санкт-Петербурге (Мозаичная мастерская В. А. Фролова).

Кроме Исаакиевского собора еще одним монументальным объектом, полностью отделанным мозаиками из смальты, стал Храм Воскресения Христова (Спас на крови).

Следующим периодом популярности смальты стало послевоенное советское время. Смальта использовалась практически повсеместно — как для создания монументальных мозаичных панно, так и для украшения станций метро (известных нам по работам Павла Корина) и остановок общественного транспорта, как для оформления помпезных общественных зданий, так и для небольших интерьерных композиций в детских садах. Отдельным направлением стало использование смальты в оформлении фонтанов в курортных и южных городах.

В конце XX века были разработаны промышленные технологии изготовления смальты, в том числе готовых мозаичных элементов заданных размеров и формы. Тем не менее, большая часть мозаик из смальты по-прежнему набирается вручную из материала, изготовленного также ручным способом.

> См. также

  • Эмаль

Примечания

  1. Шмальта // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. 1 2 3 Смальта — разновидность стекла // Наука и жизнь, 2007, № 4.
  3. 1 2 Толковый словарь русского языка Ушакова
  4. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
  5. Большая советская энциклопедия

Литература

  • Шмальта // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Смальтовая мозаика // Елена Володина. Материаловедение для дизайнеров интерьеров. Т. 2. Litres, 2018. С. 62.
  • Комаров А. А. Технология материалов стенописи. 2-е издание — М.: Изобразительное искусство, 1994.
  • Лазарев В. Н. Михайловские мозаики. — М.: Искусство, 1966.
  • Кресальный Н. И. Софийский заповедник в Киеве Памятник архитектуры XI—XVIII вв. — Киев: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре УССР, 1962.
  • Кутейникова Н. С. Мозаика. Санкт-Петербург, XVIII—XXI века. — СПб.: Знаки, 2005.
  • Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. В 2 -х томах. Перевод с немецкого, составление и примечания К. Малиновского. — М.: Искусство, 1990.
  • Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии — М.: Индрик, 2001.

>Физика и химия смальты

Смальта — это стекло, а стекло — кремний

Основой любого стекла является Кремний — Silicium (Si), один из наиболее распространенных в природе элементов. Название элемента произошло от латинского «ляпис креманс» или, по-русски, — кремень — «камень, дающий огонь». Твердый камень, дававший при ударе искру и долгое время служивший человеку вместо спичек для получения огня, — одно из многочисленных соединений кремния, часто входящее в состав большинства горных пород. Песок морских берегов, рек, бескрайних пустынь, мощные отложения глин, песчаники и сланцы, граниты и гнейсы, горные хребты и земная кора на глубину до 20 км состоят, главным образом, из соединений кремния. На долю кремния приходится около 17 % от общего числа атомов земной коры, или 30% от ее веса.

Цвет смальты

Цвет смальты определяется количеством и соотношением добавляемых к стекломассе оксидов металлов (двуокись олова, окись сурьмы и другие). Расплавление при высокой температуре металлов в стекломассе образует множество криссталов размером меньше микрона, которые сами прозрачны, но их показатели преломления отличаются от окружающего стекла. Застывшая смальтовая масса непрозрачна, но обладает эффектом внутреннего свечения.

Сейчас популярны различные смальты смесовых цветов с выраженными цветовыми переливами неожиданных сочетаний, слоистые и пятнистые смальты. Для получения слоистых смальт, смальт с прожилками составляют единую стекломассу из нескольких отличных по составу заготовок. Пятнистые смальты получаются неравномерным перемешиванием составленной смеси стекломасс или вводом дополнительного вещества в уже подготовленную массу одного цвета. Также разработаны технологии получения золотой и серебряной смальты. В наиболее простом случае такие смальты получают запрессовыванием тонкого слоя фольги между двух слоев стекла — непрозрачной основой и прозрачным покровным слоем.

Смальта по физическим характеристикам прочности и стойкости к воздействиям превосходит обычное стекло, хотя, разумеется, ряд современных специальных стекол может и посоперничать со смальтой по некоторым параметрам. Смальта не боится влаги, перепадов температуры, морозов, солнечных лучей и агрессивных сред, что обеспечивает ей завидную долговечность.

Современные мастерские декларируют выпуск до сотни тысяч оттенков и цветов смальты. Различить иные оттенки человеческому глазу невозможно без помощи специальной аппаратуры. Популярность смальты достаточно высока, но в то же время процесс производства остается весьма дорогостоящим, во многом из-за применения смальты в основном в декоративных целях.

Иногда смальтой называют прозрачное цветное стекло, окрашенное огнеупорными красителями. Но все же чаще условное разделение стекла и смальты проводится по характеристикам прозрачности. Цветные стекла также различаются по составам и характеристикам, среди них выделяют свои особые типы стекол, например, венецианское стекло.

Следующая страница: Ода мозаике

• Главная • Все о смальте • Физика и химия смальты

Картины из мозаики и смальты — готовые и на заказ

  • Каталог товаров
    • Каталог товаров
    • Мозаика
      • Мозаика
      • Trend
        • Trend
        • Vitreo
        • Shining
        • Feel
        • Brillante
        • Sunshine
        • Lux
        • Aureo
        • Karma
        • Liberty
        • Metropolis
        • Обои (Wallpaper)
          • Обои (Wallpaper)
          • 10 х 10 мм.
          • 20 х 20 мм.
        • Hexagonal
        • Смеси (Mixes)
          • Смеси (Mixes)
          • 10 х 10 мм.
          • My Spa
          • Aquatica
          • 20 х 20 мм.
        • Растяжки (Shading Blend)
          • Растяжки (Shading Blend)
          • 20 х 20 мм.
          • 10 х 10 мм.
        • Бордюры (Borders)
          • Бордюры (Borders)
          • Liberty
          • Metropolis
        • Artistic Mosaic (Trend)
        • Murrine Collection
      • Rose Mosaic
        • Rose Mosaic
        • Quartz
        • Rainbow
        • Gold Star
        • Cloudy
        • Specular Jade
        • Color
        • Galaxy
        • Gold and Silver
          • Gold and Silver
          • Fake gold
        • Растяжки
        • Смеси
      • Bisazza
        • Bisazza
        • Opera 15
        • Flow
        • Opera 25
        • Bricks 2×5
        • Opus Romano Matt
        • Canvas
        • Colors 10 — Smalto
        • Colors 20 Smalto
        • Colors 20 Le Gemme
        • Colors 20 Gloss
        • Vetricolor 20
        • Серия 5 х 5 см.
        • Color 10 Le Gemme
        • Vetricolor 10
        • Oro Bis
        • Oro
        • Opus Romano 12
        • Opus Romano 8
        • Opus Romano 15
        • Opus Romano 2040
        • Мозаичные смеси
          • Мозаичные смеси
          • Oro 20 Blends
          • Oro 10 Blends
          • Opus Romano
          • Vetri Blends
          • Blends 20
          • Vetri Plus
        • Мозаичные растяжки
          • Мозаичные растяжки
          • 20 х 20 мм.
          • 10 х 10 мм.
        • Декоры
        • Бордюры
        • Бассейны
      • Sicis
        • Sicis
        • Neocolibri
        • Neoglass
        • Firefly
        • Petites Fleurs
        • Glimmer
        • WaterGlass
        • Iridium
        • Murano
        • Colibri
      • Итальянская мозаика
      • Китайская мозаика
      • Цвет
        • Цвет
        • Бежевая мозаика
        • Белая мозаика
        • Бирюзовая мозаика
        • Голубая мозаика
        • Зелёная мозаика
        • Золотая мозаика
        • Красная мозаика
        • Мозаика под золото
        • Перламутровая мозаика
        • Серая мозаика
        • Синяя мозаика
        • Чёрная мозаика
      • Применение
        • Применение
        • Мозаика для фасада
        • Мозаика для бассейна
        • Мозаика для ванной
        • Мозаика для хамама
        • Мозаика на фартук кухни
        • Плитка-мозаика для кухни
      • Материал
        • Материал
        • Стеклянная мозаика
        • Мозаика из камня
        • Керамическая мозаика
      • Миксы из мозаики
      • Растяжки из мозаики
      • Бордюры из мозаики
      • Инструменты для мозаики
      • Мозаичные декоры
      • Свойства
        • Свойства
        • Глянцевая мозаика
        • Мозаика на бумажной основе
      • Lithos Mosaico Italia
        • Lithos Mosaico Italia
        • Acquaforte collection
          • Acquaforte collection
          • Boite
            • Boite
            • Classic Box
            • Greche Acquaforte
            • Boiserie
            • Contemporary Box
          • Rock’n’wax
          • Stamp
          • Texture
          • Caramel
          • Alchimia
          • Charme
        • Lithos Mosaico Artistic Collection
        • Lithos Mosaico Acqualine Collection
      • Jasba
        • Jasba
        • Amano
        • Highlands
        • Kauri
        • Loop
        • Village
        • Fresh
          • Fresh
          • Стены
          • Пол
        • Lavita
        • Natural Glamour
        • М2
        • Atelier
        • Paso
        • Senja Pure
        • Traces
        • Senja
        • Homing
        • Jasba Highlands
      • Gaudi
      • Giaretta
        • Giaretta
        • Ciottoli
          • Ciottoli
          • «Solo» Vetro Maestro
          • Classici
          • Preziosi
          • Trasparenze
        • Cristall’o
        • Rocks of light
        • Squadra
          • Squadra
          • Matt
          • Porcelain
          • Antislip Riob
          • Glossy
      • Project Italia
        • Project Italia
        • Classic
        • Classic Gloss
      • Mosaico +
        • Mosaico +
        • Cromie
          • Cromie
          • Aqua
          • Cromie
        • Растяжки
        • Crono
          • Crono
          • Nova
          • Pulsar
        • Colore
          • Colore
          • Vetrina
          • Area25
          • Aurore
          • Concerto
          • Divetro
          • Doro
          • E’metallo
          • Legno
          • Onde
          • Perle
          • Pietre
          • Tanticolori
        • Decor Mosaico+
      • Mosarte
    • Мозаичное панно
      • Мозаичное панно
      • Картины из мозаики и смальты
      • Мозаичное панно на кухню
      • Панно из мозаики в ванную
      • Мозаичное панно с цветами
      • Мозаичные панно для бассейна
    • Смальта
      • Смальта
      • Orsoni
    • Клей для мозаики. Затирка.
      • Клей для мозаики. Затирка.
      • Fila
        • Fila
        • Чистящие средства
        • Защитные средства и средства предобработки
        • Восковые средства для финишного покрытия
      • Bisazza
        • Bisazza
        • Затирка
        • Средство очистки
      • Litokol
        • Litokol
        • Клей
        • Гидроизоляция
        • Затирка
        • Инструменты
      • Kerakoll
        • Kerakoll
        • Гидроизоляция
        • Клей
        • Затирка
        • Смывка
    • Обои из фиброволокна
      • Обои из фиброволокна
      • Inkiostro Bianco
      • Дорогие обои
      • Обои в стиле лофт
      • Обои для бассейна
      • 3d обои
      • Виниловые обои
        • Виниловые обои
        • Виниловые обои для детской комнаты
        • Виниловые обои для кухни
      • Обои для ванной
    • Стеклоблоки
      • Стеклоблоки
      • Poesia
        • Poesia
        • Classic Collection
        • Artiko Collection
        • Herbarium Collection
        • Aurantia Collection
        • Monoforo Collection
        • Emotional Collection
        • Meteore Collection
        • Vetroattivo Collection
    • Керамогранит
      • Керамогранит
      • Jasba
        • Jasba
        • Atelier
        • Essentials
        • Highlands
        • Paso
        • Senja Pure
        • Traces
        • Homing
      • Caesar
        • Caesar
        • Absolute
        • Anima
        • Concept.S
        • E.Motions
        • Elapse
        • Feel
        • Flair.7
        • Flow
        • Gate
        • Granigliati
        • Life
        • Millenarie
        • More
        • One
        • Quality Quartz
        • Root
        • Roxstones
        • Solid Colors
        • Tale
        • Tecnolito
        • Tinte Unite
        • Trace
        • Verse
        • Vibe
        • Wabi
        • Walk On
    • Агломераты
      • Агломераты
      • Trend
      • Stone Italiana
        • Stone Italiana
        • Gloss
        • Metallico
        • Kstone
        • Oro
        • Jaipur
        • Lunare
        • Stoneroc
        • Cartapietra
        • Marmo
      • Santamargherita
        • Santamargherita
        • Marble
        • Quartz
      • TechniStone
        • TechniStone
        • Starlight
        • Harmonia
        • Essential
        • Rustic
        • Basic
    • Керамическая плитка
      • Керамическая плитка
      • Caesar
      • La Fabbrica
        • La Fabbrica
        • Lascaux
        • Original Blue
        • Thrill
        • Le Masserie
        • Pietra del Nord
        • Velvet
        • Lignum
        • Pietra Lavica
        • Vision -Touch
        • Montenapoleone
        • Pietre Miliari
        • Wild
        • NuSLATE Indoor
        • Resine
        • Orchestra
        • Seaside Indoor
        • Smart
        • Kauri
        • Stardust
        • Stone Art
        • 5th Avenue
        • Agorà Indoor
        • Amazon Indoor
        • Astra
        • Blue Evolution Indoor
        • Blueside
        • Cà Foscari Indoor
        • Dolomiti Indoor
        • Egeo
        • Everstone
        • Fenis Indoor
        • Fusion
        • I Quarzi Indoor
        • Icon
    • Натуральный камень
      • Натуральный камень
      • Lithos Mosaico Italia
        • Lithos Mosaico Italia
        • Acquaforte collection
          • Acquaforte collection
          • Texture
          • Decò
            • Decò
            • Casale Grande
            • Casale Piccolo
            • Jeux d’hexagones
            • Samarcanda
            • Shield
          • Essence
            • Essence
            • Fleur de Bois — Bordura
            • Listello
            • Listoncino
            • Listone 600
            • Quadrotta
            • Quadrotta Tile
          • Graffio
          • Oriental Echoes
          • Charme
        • Walls Collection
      • Библиотека камня
        • Библиотека камня
        • Мрамор
        • Травертин
        • Оникс
        • Гранит
        • Кварц
        • Камень
        • Известняк
    • Паркет
      • Паркет
      • XILO1934
        • XILO1934
        • Design
  • О компании
  • Новости
  • Акции
  • Доставка и оплата
  • Контакты

Смальта – цветное стекло для мозаики

Попросту говоря, смальта – это окрашенное стекло разных степеней прозрачности. Осколок смальты похож на осколок смолы естественного происхождения (битум, канифоль, копал). Внешнее сходство послужило основой единения названий: в романо-германских языках корень smalt указывает на высокотемпературное происхождение материала.

Немецкий глагол schmelzen означает «плавить». Итальянское smalto значит «эмаль» — наплавленное минеральное покрытие. Даже русское «смак» (изысканный вкус) и украинское «смаженина» (жаркое) этимологически родственны «смальте»!

История смальты

Первые опыты приготовления смальты неотделимы от попыток варки прозрачного стекла. Сварить бесцветное прозрачное стекло три тысячи лет назад было неизмеримо сложнее, нежели сплавить песок, золу и растертые в порошок окислы металлов. Однако говорить об эстетических достоинствах первого цветного стекла невозможно: бурое, грязно-зеленое с серым, в лучшем случае черное, оно нисколько не напоминает древнеримскую смальту дохристианских времен.
Первая смальта нечасто выходила удачной, и римские мастера-мозаичники перемежали цветное стекло (в основном коричневое и желто-коричневое) осколками натурального камня. Куда больших успехов добились ремесленники Византии. В их распоряжение попали секреты стекловаров Ассирии и Вавилона, владевших искусством изготовления синего кобальтового стекла.
Изобрели византийцы и золотой триплекс: трехслойную смальту, в которой толстая основа спекается с золотой фольгой и тонким покровным стеклом. В зависимости от толщины фольги и пробы золотого сплава меняется цвет готовой смальты: червонное золото, раскованное до прозрачности, просвечивает зеленым. Легирование золота медью и серебром дает нежный розовый оттенок.
Византийская смальта многоцветна и насчитывает более сотни оттенков мозаичного стекла.

Ломоносовская смальта

Падение Византии сделало производство смальты достоянием мелких ремесленных кланов. Стекловары Венеции поспешили засекретить технологии варки красиво окрашенного материала. Жесткая конкуренция со стороны живописцев отобрала заказы у европейских мозаичников эпохи Ренессанса.

Правда, богемский мастер Кристофер Шурер, работавший во второй половине XVI века, сумел возродить полузабытое искусство. Заново изобретая технологии сплавления стеклянной шихты с пигментами, Шурер создавал прозрачные витражные и поделочные стекла. Смальта в мастерской Шурера была побочным продуктом производства.
Михайло Васильевич Ломоносов, в ту пору уже профессор химии, но еще не попечитель Московского университета, в 1748-м году решил занять себя изготовлением смальты. Проводя по нескольку опытов всякий день, Ломоносов за три года сумел получить образцы цветного стекла самого высокого качества.
Вскоре им была построена фабрика декоративного стекла. Именно ломоносовская смальта положила начало современному разнообразию качественного мозаичного материала.

Смальта: разновидности и назначение

Серийно выпускаемая смальта сегодня насчитывает не менее трехсот цветов и оттенков. Многие художники, тем не менее, испытывают неудовлетворение выбором и варят смальту сами. Таким образом, точный подсчет количества типов, видов, подвидов и разновидностей смальты не представляется возможным.
Принято различать четыре основных типа смальты. При помощи термостойких красителей изготавливаются прозрачные и непрозрачные цветные стекла. Комбинация стойких к высокой температуре минеральных пигментов и красителей, меняющих свои характеристики в стеклянном расплаве, готовится неоднородно окрашенная смальта.
Как и в древности, высоким спросом пользуется триплексная смальта из двух разнородных стекол и цветной фольги между ними.
Оптические свойства современной смальты чрезвычайно интересны. Явление поликристаллизации стекла и использование люминесцентных красителей создает эффект внутреннего свечения искусственного камня. Сочетание прозрачных и полупрозрачных участков, введение в стекло металлической зерни, фактурная обработка поверхности делает смальту материалом высочайшей художественной выразительности.

Свойства смальты

Главное свойство смальты – долговечность мозаичных покрытий и постоянная свежесть окраски. В отличие от фресок, росписей и цветных полимеров, смальта не выгорает! Мозаики, созданные художниками миновавших тысячелетий, выглядят как новые – несмотря на десятки веков возраста и пережитые катаклизмы.
Поверхности, украшенные смальтой, не требуют реставраций, специального ухода и защиты. Никакие погодные и климатические экстремумы не способны испортить смальту. Высокая влажность, периодические морозы, чад факельных светильников никак не сказались на состоянии смальты, украшающей внутреннее убранство христианских соборов, общественных зданий, бань.

Выпускается смальта в виде округлых пластин («блинов»), либо в виде толстых прямоугольных плиток (брусков), требующих раскалывания перед использованием. Как и в прежние времена, смальта применяется для декорирования помещений и предметов, для создания картин и орнаментальных украшений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *